Список статей

Интервью с писателем: Олег Рой

12 октября 2022
142
6

Он один из самых трудолюбивых российских писателей и сценаристов. Его книги выпускаются миллионными тиражами, по ним ведущие российские студии снимают анимационные ленты и фильмы. И каждую его новинку поклонники ждут как праздника. Встречайте: Олег Рой и секреты его мастерства.

О популярности

— Каково чувствовать себя одним из самых популярных писателей в России?

— Вот если бы я был самым популярным в России тиктокером или блогером, и вы бы спросили меня сейчас, каково это — я бы, наверное, долго и с восторгом рассказывал, как же это круто: тебя все знают в лицо, у тебя миллионы подписчиков и заоблачные заработки, хотя делать для этого особо ничего не приходится.

Быть писателем в России, пусть даже входящим в первую десятку или пятёрку, далеко не так круто и престижно, как кажется. Да, твои книги продаются в магазинах, тебя приглашают на книжные фестивали и многие даже узнают в лицо, но это вовсе не та популярность и уж тем более не та медийность, кликабельность, гонорары и прочее, на что сегодня принято равняться и обращать внимание.

У нашего общества в большинстве своём другие интересы и другие герои — и это отнюдь не космонавты, учёные или писатели. И, увы, мы уже давно не самая читающая в мире страна. Поэтому я стараюсь даже не задумываться над подобными вещами — просто работаю и двигаюсь вперёд.

О книгах и вдохновении

— С чего начинать знакомство с вашими взрослыми и детскими книгами?

— Выбирайте то, что подходит вам больше по вкусу и настроению. Если вы любите жизненные, психологические истории о непростых человеческих судьбах, то возьмите «Мир над пропастью», «Капкан супружеской свободы», «Галерея Максим», «Человек за шкафом».

— Предпочитаете философскую мистику, в которой есть чего слегка испугаться, а ещё важнее — над чем задуматься, — тогда рекомендую «Старьёвщицу», «Фантомную боль» или мой недавно вышедший роман «Порог». Да, книги серьёзные, местами тяжёлые и мрачные — лёгким чтением их не назовёшь, и тем не менее я уверен, что от прочтения вы получите истинное удовольствие.

— Ну а если ничего серьёзного и мрачного не хочется — смело берите что-то из лирического и сентиментального: «Мужчина в окне напротив», «Код личного счастья».

— Что касается детских произведений, то тут по большей части зависит от возраста. Для самых маленьких это, конечно же, серия книг «Дракоша Тоша»; для деток постарше и младших школьников — книги из серий «Сказочный патруль» и «Мечтатели». Для подросткового возраста сейчас работаю над переизданием своей фэнтези-серии «Хранители» — в своё время книги были невероятно популярны, но сейчас найти их в бумаге абсолютно нереально: 10 лет они не выпускались. А я практически ежедневно в своих соцсетях получал от читателей сообщения с вопросами, где купить «Хранителей», так что было принято решение переиздать серию.

— Что вас вдохновляет?

— Жизнь! Солнечное утро или, наоборот, уютный дождливый день, прогулка в любимом парке, общение с моими собаками, встречи с интересными людьми или даже просто наблюдение за прохожими. Меня часто спрашивают, как можно справиться с творческим кризисом и найти вдохновение, но для меня просто не существует такой проблемы, потому что моё вдохновение всегда со мной. Сегодня оно в одном, завтра в другом.

Я очень часто пишу и говорю о том, что маленькие радости есть в каждом дне, нужно просто их вовремя заметить или самому начать их создавать — для себя, для близких, для людей вокруг. И это не просто красивые слова — именно по такому принципу я и стараюсь жить. А когда ты позитивно настроен, когда тебе самому хорошо, комфортно, интересно, хочется работать, писать, творить, то и вдохновение никуда не уйдёт.

— Как вы не путаетесь в своих вселенных?

— Путаница обычно возникает там, где присутствует бардак. У меня же везде абсолютный порядок. Я абсолютно точно знаю, по каким принципам существует каждая из моих вселенных, чем она отличается от других и как должна развиваться дальше. Это как огромная карта, при взгляде на которую ты абсолютно точно можешь назвать, какая страна где расположена, кто там живёт и чем занимается.

Кроме того, я считаю, что не так уж много у меня вселенных, чтобы путаться в них. Вот пройдёт ещё лет 40, тогда я, возможно, задумаюсь о том, что количество вселенных пора сокращать, либо переставать развивать их. Сейчас же для меня всё очень гармонично и комфортно.

О детях и чтении

— Как мотивировать детей читать?

— Приучить детей к чтению можно только личным примером. И пример этот должны в первую очередь подавать родители, причём с самого раннего возраста. Можно сколько угодно дарить детям книги, рассказывать о пользе чтения и даже заставлять — но если малыш не привык общаться с книгой, если ему не читали сказок на ночь, если вместо того, чтобы посидеть и почитать вместе, ему подсовывали телефон или планшет, если он видит, что мама и папа сами не читают, то все уговоры и инициативы бесполезны.

Правило тут простое и единственное: читаешь ты, читают и твои дети. Когда на примере авторитетных взрослых дети видят и понимают, что читать — это интересно, здорово, круто, им тоже захочется потянуться к книге.

— Какие книги вы читали в детстве?

— Что касается меня, то мы с друзьями в детстве читали очень много, буквально зачитывались произведениями М. Твена, В. Скотта, Ж. Верна, А. Дюма — моими любимыми произведениями было то, что сейчас считается мировой классикой приключенческой литературы.

О нюансах мастерства

— Вы сова или жаворонок? В какое время вам приятнее всего работать?

— Я на 100 % сова. Поэтому все мои близкие знают, что мне запросто можно позвонить посреди ночи и я буду абсолютно бодр, а вот встречи, переговоры и прочие важные мероприятия точно не стоит назначать раньше середины дня.

Идеальное рабочее время для меня — это ночь. Когда прекращаются звонки, спадает общая активность, тогда я, наконец, могу остаться наедине со своими мыслями и своими героями и ни на что больше не отвлекаться.

— Что даётся легче: написание книги или написание сценария?

— В каждом из процессов свои сложности. При написании книги основная задача подать историю так, чтобы она была понятная читателю, чтобы он в неё поверил, поверил в героев, начал сопереживать им и по ходу чтения наглядно представлял то, что читает.

У сценария задача другая — нужно уложить историю в хронометраж, разложить её по сценам, сделать её наглядной. По большому счёту, сценарист берёт готовую историю и переписывает её заново, возможно, именно поэтому кинофильмы, созданные по известным произведениям, часто разочаровывают тех, кто читал оригинал и представлял себе всё совершенно по-другому.

В последнее время я редко сам работаю над сценариями — написание книг для меня всё же легче и приятнее, а вдвойне приятно получать отзывы от читателей, что при чтении моих произведений у них создаётся впечатление, будто бы они смотрят очень интересный фильм.

— Писательство — это всегда процесс. Как вы останавливаете себя на саморедактуре?

— Саморедактировать себя можно бесконечно. Творческий процесс напрямую зависит от твоего настроения. Можно каждый день, просыпаясь в разном настроении, переписывать свой текст с нуля. С одной стороны это кажется нормальным — можно заниматься этим иногда, если чувствуешь, что для этого действительно есть повод.

Главное — не забывать о самоконтроле, когда в один прекрасный момент нужно сказать самому себе: «Стоп! На этом хватит!» Если всё время поддаваться этому порыву, то книга просто никогда не выйдет — ты будешь её править, править и править до бесконечности. В этом случае саморедактура останавливается при помощи временно́го графика, который ты устанавливаешь сам для себя (или же тебе его устанавливает издательство) для сдачи книги.

— Поделитесь секретами самодисциплины. Как быть продуктивным и не выгорать?

— Наверное, мой секрет как раз в том, что я никогда не работаю над чем-то одним. С мистического романа могу по настроению переключиться на сентиментальную историю, если нет настроения работать над серьёзными темами — ухожу с головой в свои детские вселенные и начинаю черпать вдохновение из них.

У меня не существует норматива, например, по количеству написанных страниц в день, я ни в коем случае не заставляю себя из-под палки что-то писать или придумывать.

Если понимаю, что какая-то история не идёт — я совершенно спокойно отложу её в сторону на неопределённое время и возьмусь за что-то другое. И выгорание при таком подходе вряд ли возможно, потому что всё, что я делаю, действительно приносит мне радость и удовольствие.

— Какие напутствия вы дадите начинающим писателям?

— Оно всегда только одно: работать! Если вам кажется, что писательство — это то, чем вам действительно хочется заниматься — нужно писать и делать всё, чтобы ваше творчество дошло до потенциального читателя. Сейчас благодаря интернету появилось множество форумов, сайтов, конкурсов и даже премий для начинающих авторов. Нужно использовать все возможности, стучаться во все двери и ни в коем случае не отчаиваться, если вдруг какое-то издательство не захотело принимать вашу рукопись с первого раза. Начать можно с социальных сетей, с каких-то любительских площадок, главное, делать всё, чтобы книга не осталась лежать в столе — там её точно никто никогда не найдёт и не прочитает.

А если история действительно достойная, если у вас есть свой стиль, если не только друзья и родные, но и совершенно посторонние люди начинают интересоваться вашим творчеством, следить за ним, оставлять свои отзывы — значит, вы движетесь в правильном направлении.


Блиц вопросов

Чай или кофе? Кофе.

Мандельштам или Пастернак? Пастернак.

Послушать или почитать? Конечно же, почитать!


Читайте вместе с нами!

Как вам материал?

Поделитесь статьёй